ИСТРЕБОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Истребование первичных документов

В рамках проведения налоговых проверок или иных мероприятий налогового контроля, ФНС в праве запросить у плательщика или его контрагентов документы (информацию), потребовать оплатить налог, сбор, пеню, штраф, уведомить о вызове в НИ или проинформировать о каком-то своем решении (например, о возмещении НДС и акцизов) — это и есть «Требования» (полный перечень возможных запросов от НИ зафиксирован в Приказе ФНС от 15 апреля 2015 г. N ММВ-7-2/149@).
В большинстве случаев достаточно подтвердить получение, но для «Требования о представлении документов (информации)» (КНД 1165013) и «Требования о представлении пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость» (КНД 1165050) необходимо еще подготовить ответ.

Почему не стоит «шутить» с требованиями

Факт №1
Плательщикам, представляющим отчетность в электронном виде через Интернет, налоговая инспекция направляет требования о представлении документов только электронно (п. 4 ст. 31 НК РФ).

Таким образом, плательщики НДС и компании, чья среднесписочная численность превышает 50 человек — согласно законодательству они обязаны отчитываться только через Интернет — никогда не получат требование «на бумаге».

Факт №2
Пункт 6 Приказа ФНС России от 15 апреля 2015 г. N ММВ-7-2/149@ обязывает налогоплательщика раз в сутки проверять поступление требований через Интернет.

Факт №3
В течение 6 рабочих дней со дня отправки требования налоговым органом налогоплательщик обязан сформировать квитанцию о приеме или уведомление об отказе, но только если есть основания для отказа (п.5.1 ст. 23 НК РФ). Отсчет начинается со следующего рабочего дня (ст.6.1 НК РФ).

Оснований для отказа всего три:

  • «ошибочное направление налогоплательщику», иными словами, НИ перепутала налогоплательщика;
  • требование не соответствует формату, но такая ситуация практически исключена, т.к. документ формируются автоматически в ПК налогового органа;
  • нет электронной подписи уполномоченного должностного лица налогового органа или она не соответствует документу — тоже ситуация исключительная, т.к. документы пересылаются внутри защищенной системы обмена данными.

Если в течение 6 дней квитанция о приеме или уведомление об отказе не будет отправлено, налоговая инспекция вправе заблокировать расчетные счета налогоплательщика. (п. 3 ст. 76 НК РФ)

Внимание!

Настоятельно рекомендуем настроить уведомление о поступлении в СБИС новых требований, причем нескольким сотрудникам, на случай, если кто-то из них заболеет, будет в отпуске или уволится.

Порядок получения требований следующий

  1. Налоговый инспектор формирует требование, подписывает его своей электронной подписью и отправляет налогоплательщику через Интернет.
  2. Оператор электронного документооборота, получив документ, формирует подтверждение даты отправки (именно она считается датой направления налогоплательщику требования) и пересылает документ налогоплательщику.
  3. Налогоплательщик получает документ и в течение шести рабочих дней направляет квитанцию о приеме или уведомление об отказе в налоговый орган.

    Внимание!

    Если у организации настроено несколько рабочих мест, требования, также как и входящие рассылки от госорганов, будут доставляться только на основное рабочее место.

  4. В течение срока, указанного в требовании, отправьте истребуемые документы или пояснения к НДС (в зависимости от вида требования) в налоговый орган.

Нормативные документы

Порядок обработки требований регламентируются следующими нормативными актами:

Наименование документа

Суть документа

Приказ ФНС от 15 апреля 2015 г. N ММВ-7-2/149@

Регламентирует общий порядок работы с требованиями. Содержит полный перечень документов, которые НИ может направить плательщику в качестве требования.

Приказ ФНС от 17 февраля 2011 г. N ММВ-7-2/168@

Регламентирует порядок получения требования о представлении документов (информации) и ответа на него.

Приказ ФНС от 9 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/700@

Регламентирует порядок обработки требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705

Регламентирует порядок получения требования о представлении пояснений к НД по НДС и ответа на него.

Налоговый кодекс РФ

  • п.5.1, ст.23 — срок подтверждения получения требования налогоплательщиком 6 рабочих дней;
  • п.4, ст.31 — получение требований только в электронном виде организациями, сдающими отчетность электронно;
  • п.3, ст.78 — блокирование счетов организации в случае не предоставления подтверждения о получении требования в установленный срок.
39
1
Оставьте свой отзыв:
ОТПРАВИТЬ